Навигация Поддержать

Свобода и казачество

Игорь Муравцев

Потомственный казак рассказывает о настоящих ценностях вольного народа

Свобода и казачество
Фото: selgazeta.ru

Сегодня идеи либерализма, свободного рынка и анархизма считаются пришлыми и западными, не соответствующими традициям российского общества. Существует точка зрения, что сначала был Великий князь, потом Царь, Император, Партия и Секретарь, теперь вот Президент — и всегда власть была сильна, тоталитарна, и весь народ был раболепен и солидарен власти. Это миф и пропаганда, и, понятно, почему. Удобно называть идеи и партии, не угодившие режиму, происками западных коллег, разрушающих «нашу великую Россию».

История не столь однородна, как кажется некоторым. Политические силы, приходя к власти, преображали летопись страны себе в угоду, и если факты оставались неизменными, то взгляд менялся. Я предлагаю рассмотреть один из ярчайших феноменов отечественной истории — казачество с точки зрения либертарианской мысли, ведь основные ценности данного субэтноса близки идеям свободы, независимости от государства и возможности самому определять вектор своей жизни, без царского кнута.

Это воинское товарищество, закалённое вечными войнами и находившееся меж множества огней государственности, на протяжении многих веков сохраняло самое ценное, что может быть у человека — волю вольную. Казачество и по сей день несёт её нам: понятие свободы живо в песнях, культуре и истории. Не буду вдаваться в исторические подробности, мой текст — не историческое исследование, но для понимания вопроса рассмотрим самые общие и общепризнанные факты, которые подтвердят вышесказанное.

Во-первых, казаки не платили налоги, а всю власть представлял казачий круг. «Казачий круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной. На нём решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (как-то, ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевой старшины и другие). Собирается, в зависимости от традиции конкретного казачьего войска, ежегодно или раз в несколько лет … Высшая власть у казаков принадлежит кругу и только кругу, а в период между кругами — атаману. В рамках круга никогда не существовало каких-либо иных институтов власти, кроме самого круга казаков».

Что немаловажно, без оружия казак не мыслил своей свободы. Ведь что это за свобода, если не можешь защитить ни свою жизнь, ни жизнь близких и родных? Представьте себе, существовало сообщество без царя и дворян, без судов и полицейских, без налогов, а серьёзным преступлением считалось разве что убийство собрата. И вот так организованное общество было одним из лучших в «военном» плане: казаки активно ходили в набеги на разные государства и всегда отстаивали свою свободу и волю жить по-казачьи, кроме того, по меркам своего времени большинство казаков были зажиточными людьми.

Вот лишь некоторые материалы, взятые мной с официального сайта Кубанского казачьего войска.

«При всей встроенности казачества к середине XIX столетия в военно-государственную машину Российской империи вектор свободы-воли казачьей жизни не пресекался. Даже в суровых реалиях Кавказской войны, где выполнение дисциплинарных норм, предписаний и всевозможных регламентов означало возможность выживания, существовал порог, черта, за которую казак переступить не мог. Здесь уж лучше смерть, чем позор и бесчестие. „Руби меня, татарская сабля, не бей меня, царская плеть“, — алгоритм казачьей жизни второй половины XVII — начала XIX вв. — ответная реакция на то насилие над идеалами казачьей свободы-воли и ценностями народовластия, которое исходило к этому времени со стороны царского самодержавия.»

Сегодня часто казаков воспринимают как сторонников «царского режима», но истинные казаки всегда были «оппозиционные» по своему духу. Да, приходилось идти на компромиссы с властью Российской империи — это был вопрос выживания. Ведь война и с российским государством и мусульманскими странами означала бы войну на два фронта, поэтому казачество сделало свой выбор в пользу христианского и русского мира, но не для того, чтобы быть поглощённым царской Россией, а чтобы попытаться сохранить свою вольность. Так как свобода и право жить «по-своему» было самым важным в менталитете казака.

«Действительно, мотивы подобных поступков — в глубинах казачьей души, в потаённых уголках казачьей ментальности. Однако какие бы обыденные причины не выступали на поверхности, их основой, практически всегда, выступала главная казачья ценность: «Волю имеем за дрожайшую вещь, потому что видим: рыбам, птицам, также и зверям, и всякому созданию есть она мила». Для значительного числа казаков важна была свобода не только физическая, но и духовная — та категория, чем является в славяно-русской традиции понятие «воли».

Поговорка «хоть жизнь собачья, зато доля казачья» чётко выстраивает приоритеты, выделяя одну из абсолютных ценностей — волю, ради которой казаки были готовы отдать жизнь. В конечном счёте, когда на чашу весов в конце 80-х годов XVII века легла свобода и возможность жить по заведённым «дедами и отцами» традициям, часть старообрядцев-казаков в количестве более тысячи человек во главе с атаманом Л. Маноцким вышла за пределы «нечистого» пространства и поселилась на Кавказе в районе Большой Кабарды, а затем и на Кубани, в её нижнем течении. К ним, спустя два десятка лет, и привел своих казаков Игнат Федорович Некрасов, не подчинившийся железному мундштуку Петра I.

Здесь казаки, по преимуществу старообрядцы, стали жить по своим старым законам, которые легли в основу особого свода правил жизни «некрасовцев», своеобразного казацкого идеала образа жизни. Правила охватывали практически все стороны жизни кубанцев-«некрасовцев»: «запрещали казакам обижать жен, работать друг на друга, закрывать церкви, обязывали почитать старших и т. п.» В исходе донских старообрядцев на Кубань, как и позже в переселении бывших запорожцев на Тамань и «окрестности оной», отразился общий вектор казачества, ставшего перед угрозой потери своей институциональной, духовной и национальной самобытности, в поисках «Земли Обетованной», которая бы дала возможность продолжить традиции предков и жить по законам казачьего народовластия и свободы.

Для казаков Л. Маноцкого и И. Ф. Некрасова выход за границы «нечистого», по их мнению, российского пространства был актом духовно-нравственного выбора воли как основы казачьего образа жизни. Почти сто лет спустя, при разгроме Запорожской Сечи, 12 тысяч казаков, не представляя для себя потерю воли, но и не желая пролития православной крови, ушли от братоубийственного греха, сделав свой выбор, вниз по Днепру в «Туретчину», во владения Крымского Хана. «…Вэлык свит, маты царыця,/ Пидем хану служыты,/ А ниж мы будэм князьям, генералам Вашым пичкы топыты…», — сокрушались запорожцы в одной из своих песен.»

Мой дедушка, когда объяснял мне, кто такие казаки, всегда говорил, что «казак» переводится как свободный человек. Анализируя ту часть истории, что я изучил, и культурный пласт Кубанского казачества, я полностью соглашаюсь с ним. В некотором роде Дон и Кубань стали для России свободной землей, новым светом, как Америка для Европы — тем местом, где можно было обрести новую жизнь и свободу. Именно советская власть уничтожила казачество как таковое, потому что свободные люди не вписывались в новое тоталитарное устройство общества и государства. Но многие казаки эмигрировали, сохранилась казачья культура и менталитет.

Влияние, которое оказывало казачество на общественную жизнь России, было колоссальным. Оно являлось противовесом государственной власти, закабалившей собственный народ. Так, Степан Разин навсегда останется в памяти народа как великий атаман и освободитель. События восстания происходили в 1667–1671 годах. Можно сказать, что восстание Разина — это война за личную свободу и вольную жизнь. К атаману примыкало большое количество людей, которых он освобождал.

Вот один из примеров: «Весной 1667 г. Стенька Разин двинулся с Дона на Волгу искать добычи. Тем временем караван судов с хлебом и другим товаром, принадлежавшим московскому купцу В. Шорину и патриарху, спускался к Астрахани. Разинцы напали на корабли, перебили часть охраны, освободили колодников, которых обнаружили в трюме. Добычу Степан Разин поделил по-братски. Иностранец Я. Стрейс — свидетель событий — позже рассказывал, как Стенька Разин обратился к оставшимся в живых стрельцам и солдатам стражи: «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною — будет вольный казак! Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться!».

Причин восстания было много — новая династия московских царей очень сильно начала менять жизнь общества. Раньше для крестьянина существовал Юрьев день. 26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский). К этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам — это был глоток свободы и возможность хоть как-то регулировать рынок труда со стороны работника.

Однако в 1649 году издается Соборное Уложение царя Алексея Михайловича, которое предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян, прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей к месту жительства; переход воспрещён был не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам. Деление на свободных и холопов достигло своего апогея. Можно сказать, что оно до сих пор существует в российском обществе, но не на уровне законов, а в головах, когда люди не отстаивают свои права, когда не ведут борьбу с произволом всеми возможными методами. Но мне лично греет душу тот факт, что в России всегда были и есть люди, свободные по духу, которые в разные моменты истории не боялись давать отпор, быть несогласными, не поддерживать решений и указаний власти, которые оставались собой даже перед лицом гибели. И самые достойные представители казачества как раз и были такими людьми.

Завершаю свои размышления такими замечательными словами:

«Подводя итог столь неоднозначных для нашего понимания событий казачьей истории, хотелось бы сказать следующее: «На наш взгляд, в оценке непростых изысканий казачеством физических и духовных пристанищ, которые обеспечивали бы воспроизводство ценностей и идеалов казачьего образа жизни, следует избегать полярных позиций «свой-чужой», «верноподданный-предатель» и т. п. Гораздо продуктивнее здесь исходить из цивилизационной парадигмы казачьей культуры и этногенеза, которые напрямую выводят нас на понимание казачества как «суперпассионарного» сообщества, отстаивающего иную, нежели самодержавный абсолютизм, идею социального устройства, основанную на ценностях свободы-воли, народовластия, высокостатусного развития личности.»

Я знаю, что Россия будущего будет свободной страной, и все люди будут вольными. Уверен, об этом мечтали во все века своего существования и наши предки-казаки.

Хватит мечтать о Прекрасной России Будущего! Вступайте в наши ряды, чтобы вместе сделать её такой здесь и сейчас.
Присоединиться

Анкета кандидата

Внимательно ознакомьтесь с Уставом и Программой. Заполните анкету. В течение пяти рабочих дней с вами свяжется уполномоченный представитель партии и попросит предоставить более подробную информацию, а также написать Заявление на вступление в партию. Будьте на связи по тем контактам, которые вы указали. Затем в течение пяти рабочих дней руководящий комитет вашего отделения или Федеральный комитет примет решение о принятии вас в партию.
Укажите свое имя
Укажите дату своего рождения
Укажите контактный телефон
Укажите адрес электронной почты
Укажите город проживания
Укажите свою профессию
Необходимо согласиться с положением
Закрыть
Анкета отправлена. Спасибо!
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.

Политика в отношении файлов cookie

На этом веб-сайте используются файлы cookie, которые обеспечивают работу всех функций для наиболее эффективной навигации по странице. Если вы не хотите принимать постоянные файлы cookie, пожалуйста, выберите соответствующие настройки на своем компьютере. Продолжая навигацию по сайту, вы косвенно предоставляете свое согласие на использование файлов cookie на этом веб-сайте. Более подробная информация предоставляется в нашей Политике конфиденциальности.

Закрыть

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим я, далее — Субъект Персональных Данных, во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие Краснодарскому региональному отделению Либертарианской партии России (далее — Администрация Сайта) на обработку своих персональных данных, указанных при заполнении веб-формы «Анкета кандидата» на сайте libertariansouth.ru (далее — Сайт), направляемой (заполненной) с использованием Сайта.

Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), иную другую информацию, которую я посчитаю нужным сообщить. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях направления Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений от Администрации Сайта, в ответ на поступивший от Субъекта Персональных Данных запрос.

Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки веб-формы с Сайта.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями Администрации Сайта.

Администрация Сайта принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных.

Я ознакомлен(а), что:

  1. настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных в запросе, направленного с использованием Cайта, действует в течение 20 (двадцати) лет с момента отправки запроса;
  2. согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме;
  3. предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Закрыть

Политика конфиденциальности

Настоящая политика описывает типы собираемой нами информации и принципы ее использования и предоставления.

Краснодарское региональное отделение Либертарианской партии России (далее — Администрация Сайта) обязуется сохранять Вашу конфиденциальность в сети Интернет. Настоящая Политика Конфиденциальности, рассказывает о том, как собираются, обрабатываются и хранятся Ваши личные данные.

Какие сведения мы собираем?

Администрация Сайта может собирать следующую информацию о Пользователях Сайта:

2.1.1. Информация, предоставляемая Пользователем самостоятельно, включая персональные данные пользователя.

Такие данные могут предоставляться при использовании веб-формы «Анкета кандидата», например, Фамилия, Имя и Отчество, Контактный телефон и другие данные, указываемые в Анкете.

2.1.2. Данные, которые передаются в автоматическом режиме.

В данном случае речь может идти об IP, cookie, параметрах и настройках интернет-браузеров, месте нахождения пользователя, совершаемых им действиях и т.д. В отличие от персональных данных, такая информация носит обезличенный характер, в связи с чем не относится к составу персональных данных.

Как мы используем эту информацию?

Мы используем всю информацию, которой располагаем, для предоставления и поддержки нашего Сайта. Вот примеры:

  • для предоставления информации, которую запрашивает Пользователь
  • для ответа на запросы пользователя
  • для формирования статистических данных

Раскрытие информации

Администрация Сайта не передает личные данные Пользователя третьим лицам.

Мы можем передать информацию о Пользователе третьим лицам только если это требуется: для соблюдения закона, нормативно-правового акта, исполнения решения суда; для выявления или воспрепятствования мошенничеству; для устранения технических неисправностей в работе сайта; для предоставления информации на основании запроса уполномоченных государственных органов.

Мы не используем персональную информацию пользователя для электронной рассылки новостей и спецпредложений, оформления и проведения торговой сделки и оказания услуг.

Безопасность данных

Администрация Сайта принимает все меры для защиты данных Пользователей от несанкционированного доступа, в частности:

  • регулярное обновление служб и систем управления сайтом и его содержимым;
  • шифровка архивных копий ресурса;
  • регулярные проверки на предмет наличия вредоносных кодов;
  • использование для размещения сайта виртуального выделенного сервера.

Изменение информации

Каждому Пользователю предоставляется право на редактирование предоставленной информации.

Также, согласие на обработку персональных данных может быть отозвано Пользователем в любой момент. Для изменения или отзыва предоставленной информацией пожалуйста свяжитесь с нами по контактным данным, указанным на Сайте в разделе «О нас».

Согласие

Пользование нашим Сайтом предполагает, что вы согласны с Политикой конфиденциальности даете согласие на обработку персональных данных.

Принятие Политики конфиденциальности осуществляется путем проставления Вами соответствующей отметки «я даю согласие на обработку персональных данных» при заполнении и отправки формы обратной связи на нашем Сайте, и является Вашим согласием на обработку персональных данных.

Как задать вопрос

Если у вас возникли вопросы относительно настоящей Политики, вы можете связаться с нами по контактным данным, указанным на Сайте в разделе «О нас».

Свяжитесь с нами по контактным данным, указанным на Сайте в разделе «О нас».

Как мы уведомим вас об изменениях в этой политике?

Мы уведомим вас о внесении изменений в эту Политику и дадим вам возможность проверить и прокомментировать пересмотренную политику до продолжения использования нашего Сайта.

Дата последней редакции: 15.12.2018

Закрыть
На этом веб-сайте используются cookie. Если вы согласны сохранить параметры cookies в своем браузере, пожалуйста, выберите...
OK Читать полностью Закрыть