Эстетика анархизма

Любое движение претендующее ответственно выражать и реализовывать свои идеи, должно работать над собственным образом, тщательно отслеживать и разоблачать мифы, насаждаемые средствами массовой информации. Эстетика (о проработке которой здесь пойдет речь) должна стать полноценным инструментом в руках анархистов, помочь создать привлекательный внешний образ, соответствующий принципам, которые провозглашает движение, быть презентабельным и привлекательным для потенциальной аудитории, и для политически незаинтересованных людей, с перспективой их завлечения.
Опыт панк-сцены
Причины по которым анархисты представлены публике в максимально радикальном виде понятны. Отрицающие идеи государства, как и любой иерархии, но существующие в нём, не примыкающие ни к правым, ни к левым движениям, анархисты существуют где-то на периферии политического дискурса. Сходная судьба постигла и всё панк-движение. Являясь, преимущественно, сторонниками гражданского неповиновения, панк с самого зарождения выражал идеи близкие анархистам.
Забудем о Sex Pistols, с которых пошел каноничный образ нарочито раскрашенного и вызывающе одетого возмутителя общественной морали, которые если и важны для панка, то только как рупор, служивший появлению более талантливых групп. Именно такой раскрученный портрет панка (благодаря ранним 70м) десятилетиями продвигали СМИ, что способствовало созданию особого типа псевдо-панка, который не имеет ни малейшего представления об идеях, политических и социальных взглядах, и многообразии всего движения. Такие панки, массово вливающиеся в движение, своей необразованностью утверждают образ, созданный прессой, для которых сама суть панка — это то как ты выглядишь [2, с. 41].
Подобная однобокая риторика в сторону всей субкультуры неверна, но так любима противниками панка. Мы должны понимать что имеем дело со сложной, не сводящейся к одним лишь лозунгам традиции. Изначально возникший как радикальный проект обновленного рок-н-ролла, к концу 70х, панк перестал быть лишь музыкой[1], плотно пустив корни в оставшиеся виды искусства. Вспомним известных поэтов современности: Джона Купера Кларка, Патти Смит, Егора Летова, Джима Моррисона, или вспомним о The Velvet Underground, о предтечах, вышедших из под крыла академической среды Ла Монт Янга. И панк сразу предстанет с неожиданной стороны.
Первый панк-коллектив, проявивший серьезный интерес к анархии и ее воплощениям в жизни, назывался Crass. Это было сообщество из 12 человек, которое создавало фильмы, газеты и имело свой звукозаписывающий лейбл. То, как группа занималась распространением своей продукции, стало стандартом, которому начали следовать другие группы [2, с. 70].
В итоге, панки выбрали анархизм как альтернативу всем существующим политическим системам в мире, результатом чего стало появление принципа DIY[2]. На нем и стоит закрепить внимание, изучить и взять на вооружение.
Этика DIY как инструмент
Духом панк-движения является принцип «сделай сам». Это расширение анархистских принципов, требующих ответственности и сотрудничества, направленных на строительство более продуктивного, творческого и приятного будущего [2, с. 126] . Анархизм, исключительно коллективистская по своей природе деятельность. Fugazi и прочие панки, вместо выступлений в клубах, арендовали церкви и школы, выступали в общественных центрах и институтах. Где также регулировали деньги за билет, либо делали благотворительные вечера, на которых продавали пластинки, вписывая списки литературы во вкладышах к ним, раздавали самиздат различной направленности (затрагивающие проблему экологии, милитаризма, гомофобии, сексизма, посвященные музыке, религии, искусству, в конце концов раздавали сатирические комиксы). Затем, идя дальше, начали появляться инфошопы — информационные центры, в которых продавались альбомы, видео, печатные издания и брошюры, читались лекции, работали радио-программы, образовывались библиотеки и ночлежки. Что далее могло перетеч в панк-сквот[3]. Являясь сторонниками многих общественных организаций, панки устраивали акции поддержки.
В России, такой позитивный панк был представлен преимущественно сибирским андерграундом. И в частности первым отечественным панком — Егором Летовым, который превратил собственную квартиру в студию звукозаписи и личную библиотеку, самостоятельно записав 5 альбомов Гражданской Обороны, широко разошедшихся по стране посредством магнитофонного самиздата, и успев стать активным участником и основателем множества других музыкальных коллективов[4].
Организованность
Анархию считают музейным пережитком. Понимаете, они оспаривают нашу полноценность, потому что сами сторонники не отвечают духу времени.
На протяжении всей истории, идеи, которые отражают определенную историческую эпоху, находят своё выражение в деятельности различных социальных групп. Неожиданный крах доминирующей в обществе идеи, как правило, совпадает с неожиданным крахом групп — носителей и выразителей этой мысли. Основываясь на особенностях анархистской структуры, приходится не только оправдываться перед социумом, доказывая разумность своих действий, но и просвещать не до конца разобравшихся в теории последователей, беря роль наставника без претензий на статус лидера.
Таким образом, план действий может состоять в создании как можно большего количества точек. Массовость предполагает иерархию, против которой и выступают анархистские сообщества, чем больше территория на которой мы действуем, тем более необходимо дробление. У каждого региона своя история, своя картина мира и свои проблемы, которые предстоит решать по разному, постепенно нащупывая нужный «-изм». Также, если в математике, каждой числовой величине соответствует определенный знак. То и здесь, каждой занятости должен соответствовать определенный деятель. Добровольность и функциональность — фундамент любого сообщества.
Богатое прошлое повышает процент возможного застоя идей и актуальности данного движения, постоянство — один из факторов, вызывающих склероз артерий любой организации и выдвигающий на первый план выживание структуры или отстаивание интересов собственных служащих, а не лучшее исполнение своих явных функций [1, с. 19]. Необходима постановка конкретных целей, по решению которых сообщество стоит закрывать.
Показанные выше вещи и должны помочь избавлению от образа анархии как явления темного и лишенного конкретных целей. Выпуск газет, создание программ и каналов, музеев в подвале заброшенных церквей, книжных ярмарок и фримаркетов — всё это должно послужить во благо распространения идей.
- В то время как рок становился большим бизнесом, а деятели 60х годов практически не выражали никакие гражданские позиции. Появившийся на сцене прото-панк, в лице таких групп как MC5 и The Stooges, подготавливали почву для будущей политической философии сознательного панка.
- Несмотря на то, что панк также не един, и распадается на множество ответвлений, таких как краст, ой, стрэйт-эдж, и между которыми существовала пропасть на фоне частых идеологический конфликтов и столкновений. Принцип независимой, самопальной деятельности присущ каждому панку.
- Сквотирование — заселение заброшенных, никому не принадлежавших зданий, с последующим обустройством под определенные нужды.
- Коммунизм, Спинки Мента, Цыганята и Я с Ильича, Великие Октябри, Егор и опизденевшие.
Источники
1. Вард, К. Анархизм. Очень краткое введение. / К. Вард. — М.: АСТ/Астрель, 2009. — 69 с.
2. О'Хара, К. Философия панка. / К. О'Хара. — М.: Нота-Р, 2003. — 128 с.
По теме
- Эстетика анархического движения [Электронный ресурс] / Революционное Действие. — Режим доступа: https://revbel.org/2019/04/estetika-anarhicheskogo-dvizheniya/.